Р У С С К И Й “И В А Н - Ч А Й”

КЛАДЕЗЬ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ !!!
На Главную
«Иван-чай» в веках.

На земле не существует народа, который для лечения не использовал бы растений. «Три  оружия есть у врача: слово, растение, нож» - так говорил Авиценна, известный ученый и врач Средней Азии Х-ХI веков. Но и задолго до него древние знахари, волхвы и ведуны знали толк в лекарственных травах и с их помощью успешно врачевали недуги.

Траволечение было известно и на Руси, некоторые легенды и предания о чудесных исцелениях с помощью лекарственных трав дошли и до наших дней. В летописях можно найти истории о том, как соком травы вылечили от кровотечения князя Дмитрия Юрьевича, внука Дмитрия Донского, или о том, как девица Февромия, дочь лесника из града Китежа, травяной мазью исцелила от тяжелой кожной болезни Муромского князя Петра.

До появления на Руси христианства лечением травами занимались волхвы, лекари ведуны. С переходом к христианству целебные травы переселились в монастыри, но народные знахари не остались без дела. Травников начали называть зелейниками - от слова «зелье», означающего целебный отвар, настой или мазь из лекарственных трав. Русские зелейники широко использовали полынь, крапиву, мяту, подорожник, ромашку, рябину, можжевеловые ягоды, кору дуба, Иван-чай.

В XI веке киевский метрополит Ефрем приказал строить в Переяславле при монастыре «строение банное и врачеву» для бесплатного лечения приходящих больных. При Иване Грозном в конце ХVI века была основана Аптекарская изба, в задачу, которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси и снабжение ими столицы и войска. В этот период на Руси появляется все больше медицинской литературы, в том числе «Ветроградов» («Ветроград» означает - сад, цветник, огород) рукописных травников.

В ХVII веке значение траволечения еще более усилилось. Царь Алексей Михайлович иностранным лекарям всегда предпочитал русских знахарей-травников, воеводам приказывал «собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их в Москву», а стольникам - высылать в купальскую ночь «искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу».

Сын его, царь Петр Великий в 1701 году издал Указ «Об организации аптек», сырье для которых разводили и собирали на специальных «аптекарских огородах». Причем Петр 1 собственноручно сеял лекарственные травы в столичном «аптекарском огороде» (ныне Ботанический сад), куда присылали семена из самых разных уголков России.

Исследовали целебные возможности лекарственных трав и знаменитые русские ученые. Например, профессор Н.М. Максимович-Амбодик (1714-1812) автор первого русского учебника по ботанике, которого считают основоположником русской фитотерапии, писал: «Чем больше с природою согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы от употребляемых лекарств, впредь ожидать можно».

Народные травники-знахари, конечно, не располагали научными знаниями своих ученых-коллег, но зато имели богатейшую практику траволечения; наблюдая за действиями на организм тех или иных растений, перенимая опыт многих поколений знахарей. Народные травники использовали для лечения главным образом дикорастущие растения, богатые витаминами и эфирными маслами.
Одним из наиболее популярных растений был «Иван-чай». Народная медицина рекомендовала - весной при хлебопечении добавлять к обычной муке смолотые корни «Иван-чая». А пух «Иван-чая» использовался как вата: приложенная к ране она оказывала кровеостанавливающее действие.

Но наиболее ярко о популярности Иван-чая свидетельствует множество названий, которыми окрестили его люди. В некоторых регионах России Иван-чай называют вербой-травой, или ивой-травой - за листья, похожие на листья ивы. В других регионах распространены такие названия - дикая конопля или дикий лен. Они были даны «Иван-чаю» из-за лубяных свойств его стеблей, которые дают до 15 % выхода волокна. Когда-то из этого волокна вили веревки и сучили пряжу, годную для выделки грубой ткани.

А вот еще одно название - Огненная трава, это название «Иван-чай» получил за то, что всегда первым прорастал на пожарищах. Кстати, с ним созвучно и английское название «Иван-чая» - Fireweed, т.е. «сорняк пожарищ».

Русские знахари называли «Иван-чай» за его мощные целебные свойства боровым зельем. Особенной популярностью пользовались настои на листьях «Иван-чая», которым лечили головные боли, снимали различные воспаления.

Были у «Иван-чая» и такие прозвища, как хлебница или мельничник. Они появились из-за того, что высушенные, размолотые корни «Иван-чая», следуя рекомендации народных знахарей, часто добавляли в муку для выпечки хлеба. Такая добавка делала хлеб сладковатым и очень полезным. При недороде зерновых, а также зимой и весной, когда люди страдали авитаминозом, «Иван-чай» был поистине незаменимым. Кстати, из корней «Иван-чая» не только хлеб пекли, но и готовили спиртной напиток.
Еще «Иван-чай» называли петушковыми яблоками - за вкусовые свойства молодых листьев, вполне заменяющих салат. А название пуховик, растение получило потому, что пухом Иван-чая набивали подушки и матрацы.

Да как только не называли «Иван-чай» в народе! И скрипуном, и плакуном, богородицыной травой, и сорочьими глазами, и спутником, и копыт травой, и красным цветом, и пустодомом.
Н О В О С Т И
З А К А З
“Иван-чая”

Полезные ссылки
“Иван-чай”возвращается
История “Иван-чая”
История о забвении
Цветение
Разнообразие видов
Полезные свойства
Статьи
Изнанка кофеиновой бодрости
Кладезь здоровья и долголетия
Известные люди об “Иван-чае”
Производство
Сбор листа
Завяливание листа
Измельчение и ферментация
Сушка и гранулирование
Как стать Партнером?
Как Увидеть на Столе
З А К А З А Т Ь
Завариваем “Иван-чай”
С В Я З Ь С О М Н О Й